"Черный снег" Темиртау опаснее коронавируса

14 апреля 2020

ПОКА ВСЯ СТРАНА СИДИТ НА КАРАНТИНЕ ИЗ-ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА, В СЕТИ РАЗГОРАЮТСЯ НЕШУТОЧНЫЕ БАТАЛИИ ИЗ-ЗА НОВОГО ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА, КОТОРЫЙ ОЖИДАЕТ СВОЕГО ЧАСА В СТЕНАХ ПАРЛАМЕНТА.

Недовольны предстоящими изменениями природопользователи, по мнению которых, новый ЭкоКодекс опасен для экономики Казахстана. Так ли это, рассказал журналистам Zakon.kz известный карагандинский эколог, директор по развитию Карагандинского областного Экологического Музея – Дмитрий Калмыков. Также он ответил и на вопрос журналистов о том, когда жителям Темиртау можно, наконец, рассчитывать на белую зиму.

Дмитрий Евгеньевич, наверняка вы слышали о так называемой опасности нового проекта Экологического кодекса. Чем же так опасен этот документ?
- Я видел публикации в СМИ по этому поводу. Как по сценарию представители промышленных ассоциаций с разницей в один день заявляют об "опасности экокодекса для экономики", начали заранее публично ужасаться новыми огромными штрафами и платежами. Давайте посмотрим, как это работает во всем цивилизованном мире? Чуть ли не в каждой стране экологическое законодательство построено на принципе "загрязнитель платит": тот, кто наносит вред окружающей среде, должен платить.

И это, так сказать, азбука управления окружающей средой, прописная истина: если платежи и штрафы низкие, то промышленности выгоднее платить штрафы, чем вкладывать деньги в модернизацию производства, что бы оно стало чище. А в том случае, когда платежи и штрафы устанавливаются на более высоком уровне, для предприятия становится более выгодным инвестировать в "озеленение" производства.

Если говорить о штрафах, их ведь применяют только для правонарушителей. Так что современным "адвокатам дьявола" от промышленности надо бы поскромнее возмущаться размером будущих штрафов по еще не вступившему в силу новому кодексу. Этим несогласием с размерами штрафов они подтверждают свое намерение и дальше нарушать законы? Не нарушай, и не будет никаких штрафов: ни низких, ни высоких.

Новые штрафы и платежи способны будут заставить природопользователей изменить отношение к экологии?

- Нынешний размер штрафов, для сравнения, нельзя назвать вообще заметным для предприятий. Уже несколько лет происходит процесс оптимизации законодательства, в ходе которого штрафы уменьшались, и об этом сторонники устаревших технологий как-то забывают сейчас сказать.

В новом кодексе будет отсутствовать применяемый косвенный метод начисления сумм ущерба, когда можно начислить практически любую сумму "ущерба" без фактического подтверждения о нанесенном вреде. В новом кодексе Казахстан перейдет к общемировой практике в этом вопросе: тот, кто нанесет вред окружающей среде, будет компенсировать измеряемый, доказуемый ущерб, рассчитываемый, как правило, по прямой стоимости работ по восстановлению окружающей среды.

А если говорить о размерах экологических платежей, то следует сказать, что они сейчас действительно слишком низкие, чтобы побудить предприятия вкладываться в новые, более чистые технологии. Сейчас им выгоднее продолжать платить и использовать существующие технологические мощности, что называется на износ…

И все-таки, как будет меняться ситуация по выбросам?

- Новый кодекс предполагает очень постепенный процесс перехода предприятий на новейшие доступные технологии, призванные снизить вредные выбросы в атмосферу. Предприятиям будет дано время на это, жестких сроков, о которых они заявляют в прессе, нет в помине. Предусмотрена отлагательная норма, дающая право перехода на такие технологии в течение пяти лет. Что самое важное - в течение этого срока, решившееся на это предприятие, будет простимулировано полным освобождением от платежей. Сохраненные предприятием экологические платежи будут инвестированы им в столь давно ожидаемое обновление старого советского оборудования.

Бизнесу предлагается в новом кодексе два пути: если предприятие предпочитает продолжать отравлять природу и население, нарушать законы, платежи и штрафы за это будут повышаться и собранные деньги пойдут на улучшение ситуации. Второй, "зеленый" путь предполагает полное освобождение от экологических платежей для тех предприятий, которые начнут процесс модернизации для перехода к наилучшим доступным в настоящее время технологиям.

Куда будут идти собираемые государством платежи от предприятий?

- Многие годы экологические платежи не расходовались на природоохранные цели. В лучшем случае четверть или треть таких денег шли на восстановление природы, но во многих индустриальных областях на охрану природы каждый год тратилось менее одного процента от собираемых многомиллиардных сумм.

Теперь все, абсолютно все экологические платежи будут направлены на природоохранные цели. Без такого изменения мы никогда не слезем с "иглы" зависимости от грязной промышленности. Ведь сейчас сложился порочный замкнутый круг: чем больше в регионе грязных предприятий, чем больше они выбрасывают загрязняющих веществ, тем больше денег в местном бюджете. Областные власти стали заложниками так называемой "коричневой экономики", которая основана на истощении природных ресурсов и ущербе здоровью населения.
В этом плане, безусловно, новый кодекс – это гораздо более "зеленый" кодекс, чем прежний.

Самый экологически неблагополучный город в нашей стране – Темиртау. Как думаете, в какой перспективе город сможет избавиться от "черного снега"?

- Перед тем как отвечу на ваш вопрос, хотел бы остановиться вот на чем. Сейчас, уместным и честным будет сравнить количество жертв от загрязнения окружающей среды и от коронавируса. ВОЗ в том числе оценивает ежегодное количество смертей от загрязнения окружающей среды. Цифры эти страшные: каждый год от причин, связанных с неблагоприятной окружающей средой, только детей в возрасте до 5 лет погибает 1,7 млн, в год умирает около 4 миллионов человек. Коронавирус, которого все уже реально боятся, унес более 21,5 тысячи жизней за пять месяцев. Так называемая "плохая экология" убивает столько людей всего за два дня!

Плохая экология убивает медленно, и поэтому мы ее не боимся. Сейчас следует пересмотреть нашу систему ценностей. На самом деле, следует вести речь не о штрафах и развитии экономики, это всего лишь инструменты улучшения качества жизни, речь должна идти о сохранении самих жизней. И если для сохранения жизней экономике следует слегка потесниться в пользу здоровья населения, значит так и надо сделать, как мы делаем это сейчас, сидя на карантине. "Черный снег" в Темиртау и других промышленных городах - это вызов ничуть не меньший, а на самом деле больший, чем коронавирус. Это реальные потерянные годы здоровой жизни и реальные непрожитые годы. Я уверен, пандемия вируса у нас пройдет, а черный снег у нас на ближайшие десятилетия останется, если ничего не предпринять. Чтобы что-то предпринять, надо поменять условия, законы жизни.

Защитники старых экологических порядков заявили, что новый Экологический кодекс якобы опасен для экономики Казахстана.
Да, новый экокодекс действительно опасен. Трудно не согласиться. Но я хотел бы уточнить - новый Экокодекс опасен для грязной, опасной для населения и незаконопослушной части экономики Казахстана. Именно для этого он и принимается, чтобы быть для них опасным, так же как Административный и Уголовный Кодекс опасны для правонарушителей и преступников. А для всего Казахстана в целом, по моему скромному мнению, новый кодекс – это шаг в направлении чистого будущего и долгой жизни.



Источник: https://www.zakon.kz/5017616-ekolog-chernyy-sneg-temirtau-opasnee.html


Фото из архивов ЭкоМузея.

Назад 1181